Уважаемые родители ! 20 сентября состоится торжественный молебен на начало нового учебного года в воскресной школе храма преп. Серафима Саровского! Занятия будут проводится в воскресные дни по окончании Божественной Литургии
Дорогие прихожане нашего храма!
Дорогие родители и школьники! В субботу 29 августа и в воскресенье 30 августа сразу после Божественной Литургии состоится молебен с благословением на новый учебный год. В эти дни, начальствующии всему учебному году, преподаватели, учителя, воспитатели, студенты, ученики и родители собираются в храме, чтобы совместной молитвой испросить Божиего благословения на свои труды, терпения и благоусердия.
Текст выступления протоиерея Романа.
Юридические основы взаимоотношений государственных образовательных учреждений и Русской Православной Церкви
Главным предметом рассмотрения всех представленных юридических документов являются взаимоотношения между государственными образовательными учреждениями, организациями и Русской Православной Церковью.
Министр образования РФ В.М. Филиппов на X Международных Рождественских чтениях в Москве в январе 2002 года сказал: "...на нынешнем этапе обновления российской системы образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы... образование молодежи всегда опиралось на развитие ее добродетелей и созидательных качеств. Неоценимое значение в этом играет тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью, которое мы намерены и впредь всемерно укреплять".
Налаживанию такого сотрудничества мешают не существующие законы, а их незнание, а также юридически неправильное истолкование многих терминов. Так, например, путаница возникает вокруг понятия "светский характер образования". Следует прислушаться к мнению президента РАН Ю.С. Осипова, президента РАО Н.Д. Никандрова, ректора МГУ В.А. Садовничего, которые в письме к министру образования 26.04.2000 г. пишут, что "само по себе декларирование "светского" характера образования, так же как и декрет об отделении школы от Церкви, по существу означает лишь то, что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков. "Светский" не означает "атеистический", ведь основная масса христиан живет "светской" жизнью, является тружениками со "светскими" специальностями... Отказываясь от сокровищ христианского наследия, мы сами загоняем свой народ в атеистическое гетто. Атеизм, даже и воинствующе-агрессивный, не есть какое-то объективное надрелигиозное прогрессивное движение, это всего лишь одно из мировоззрений, выражающее взгляды отнюдь не большинства населения земного шара, притом не имеющее какого-либо научного обоснования. В стране с тысячелетней православной культурой, где даже в конце XX века, ознаменовавшегося жесточайшими гонениями на веру, больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы по-прежнему предоставлять атеизму господствующее положение в образовании и воспитании".
Такое же прочтение термина "светское образование" – как "нецерковное", "гражданское", но не как "атеистическое" – содержится в письме министра образования от 04.06.1999 г. "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений".
Кроме того, для налаживания соработничества между школой и Русской Православной Церковью важно определиться в терминах "духовно-нравственное просвещение" и "религиозное образование", чтобы не отождествлять их. Если "религиозное образование", то есть "вероучительное обучение", по законодательству должно вестись во внеучебное, внеурочное время и оплачивает его приходской священнослужитель, то "духовно-нравственное просвещение" – составная часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Трудно представить себе школу, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал подрастающей смене. Такая школа, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "выпадает из традиций, она способствует не созиданию общества, а его разрушению. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты". И далее, обращаясь к педагогам – участникам X Рождественских чтений, Святейший напомнил, что Православие – вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений, а жизнь, наполненная любовью. И, следовательно, "утверждение веры и православного образа жизни должно быть осознано не только как дело духовенства, все еще очень малочисленного, но как забота десятков миллионов мирян, всех здоровых сил общества, с которыми наша Церковь готова теснейшим образом сотрудничать в любом добром деле".