Уважаемые родители ! 20 сентября состоится торжественный молебен на начало нового учебного года в воскресной школе храма преп. Серафима Саровского! Занятия будут проводится в воскресные дни по окончании Божественной Литургии
Дорогие прихожане нашего храма!
Дорогие родители и школьники! В субботу 29 августа и в воскресенье 30 августа сразу после Божественной Литургии состоится молебен с благословением на новый учебный год. В эти дни, начальствующии всему учебному году, преподаватели, учителя, воспитатели, студенты, ученики и родители собираются в храме, чтобы совместной молитвой испросить Божиего благословения на свои труды, терпения и благоусердия.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Реалии современной жизни состоят в том, что Православие не является единственным Христианским вероисповеданием на территории Российской Федерации. По соседству с храмом Московской Патриархии вполне может находится католический костёл, лютеранская кирха, баптистский или адвентистский молебные дома, а в близлежащем кинотеатре по вечерам могут собираться пятидесятники или иеговисты… Из всего великого множества современных вероисповеданий, пожалуй, только Православие не занимается агрессивным прозелитизмом, так что встреча с профессионально обученным на специальных курсах и семинарах иноверцем становится очень вероятной, и наша вера может подвергнуться серьёзному испытанию. Мы, конечно, можем просто отмахнуться от навязчивого незнакомца на улице, но сделают ли это наши дети и внуки? Сможем ли мы махнуть рукой на собственного ребёнка, который, придя однажды из гостей\ с улицы\ из школы\ ВУЗа спросит Вас: а почему и на каких основаниях меня крестили в детстве? А зачем у нас висят иконы на стене? Где об иконах написано в Библии? Почему мы причащаемся натощак, если апостолы так не делали? Скажу сразу: подзатыльником эта проблема не решается…
Данный курс статей, не претендуя на особую Богословскую глубину, предназначен для того, чтобы взрослые могли внятно и чётко ответить своим уже достаточно подросшим детям хотя бы на некоторые вызовы современного неправославного мира. Уникальность курса заключается в том, что практически все вопросы от лица иноверца не были выдуманы, а реально заданы мне в ходе апологетических интернет – дискуссий на форумах с сохранением эмоционального накала.
Эти статьи вряд ли переубедят человека, много лет которого (друзья, бесплатные поездки за рубеж, финансовая помощь и т.д.) были завязаны на секте. Но они помогут Вам с Божьей помощью ответить на вопросы собственных детей, внуков и племянников, в которых семена сомнения, посеянные иноверцами, ещё не укоренились и не расцвели пышным цветом гордости и презрения. В данной статье я постарался обосновать право родителей на крещение собственных детей.
Игумен Спиридон (Баландин)
О ДЕТОКРЕЩЕНИИ
Иноверец: в Писании нет повеления крестить детей, значит, это запрещено.
Православный: Но в Писании нет на это и запрета, попробуйте найти Библейское указание на отсрочку крещения детей, рожденных от родителей- христиан, до определенного возраста…
Иноверец: Нет ни одного примера крещения ребёнка в Новом Завете – детокрещение запрещено.
Православный: Нет и ни одного примера причащения женщины, то есть женскому полу нельзя причащаться?
Иноверец: Но женщины участвовали в Тайной Вечере, значит, и причащались!
Православный: Апостолы тоже крестили целыми домами, значит, вместе с детьми. В Новом Завете описываются три случая крещения семейств (домочадцев со всеми родственниками). Да, в этих случаях не упоминается подробно, кого именно крестили, но это умолчание будет только в пользу Ветхозаветной традиции преподавания Таинства младенцам (имеем в виду восьмидневное обрезание). Если существующая традиция не прерывалась, то и не имеет смысла о ней упоминать особо, в противном случае следовало бы объяснить, что дети были отстранены от крещения.
Иноверец: Сам Христос крестился в 30 лет, дав нам пример! Чего ещё Вам надо? Каких доказательств?
Православный: Тогда почему Ваши дети крестятся по достижении совершеннолетия, получив паспорт, как правило, а не в 30 лет? Добавлю, что в Православии время крещения ребенка целиком и полностью находится во власти родителей: духовенство не принуждает совершать крещение именно в младенчестве. Это может быть и восемь дней, и сорок дней, и год, и три, и по достижении, к примеру, совершеннолетия.
Иноверец: Неправда! В кодексе Юстиниана (VI век) сказано: «Родители, как скоро сами они были крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний крестить своих детей», вмешивался и император Лев Философ, повелевавший крестить детей до истечения сорока дней от рождения, 124-е правило Карфагенского Собора (IV в.) содержит анафему отвергающим необходимость крещения младенцев и новорожденных детей.
Православный: Было и такое за 2000 лет истории непростых взаимоотношений Церкви и Государства. На данный момент эти древние императорские распоряжения в РПЦ не действуют. Что касается анафемы, то она относится к отвергающим детокрещение на догматических основаниях и не касается родителей, решивших повременить с крещением ребенка некоторое время (даже и до совершеннолетия).
Иноверец: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» (Мф.28,19-20) Дети не могут учиться.
Православный: Сочетание слов, показывает на одновременность обозначаемых ими действий, то есть Христос повелевает Апостолам крестить и учить народы одновременно, не дожидаясь, пока они подробно изучат все Его учение. Корнилий – сотник, евнух, темничный страж, конечно же, не успели обучиться всем глубинам Христианства, однако были крещены (Деян.8,36-39; 10,44-48; 30-33).
Иноверец: Можно ли крестить человека в коме? Новорожденный ничем от подобного состояния не отличается.
Православный: Вообще, по единому мнению детских врачей и психологов до пяти лет ребёнок воспринимает и усваивает до 80% всей информации об окружающем мире: «Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен. И именно поэтому обучению в первые три года жизни следует уделять особенно большое внимание» (Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ, специалист по раннему детскому развитию) Можно ещё посоветовать почитать на эту тему поразительную книгу японского специалиста Масару Ибука (основатель фирмы SONY) «После трех уже поздно», о которой Глен Доуман, директор Института развития потенциальных возможностей человека из США, сказал буквально следующее: «…И я думаю, что ее должны прочитать все, живущие на Земле родители». Широко распространённая в мире практика раннего детского обучения опровергает мнение некоторых иноверцев, что новорожденные дети есть просто подвижный бессмысленный белок, трава.
Иноверец: Как можно крестить того, у кого и самый мозг недоразвит?
Православный: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11,25-26). Христос обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10.16). Это главное. Дети, не имея полноты веры и развитости, могут принять благодать Христова благословения. Напомним также, что благодать Божья освятила во чреве матери пророка Иеремию, исполнила Духом Святым Иоанна Крестителя.
Иноверец: Наставление и вера должны предшествовать крещению, ибо сказано: «…научите все народы, крестя их…», и еще: «кто будет веровать и креститься, спасен будет». Сам порядок слов против вас.
Православный: На том же основании порядка слов мы возражаем, что крестить нужно раньше, чем учить соблюдать повеления Иисуса, ибо Он сказал: «…крестя их…, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28,19-20)
Иноверец: «Петр же сказал им: 1.покайтесь, 2.и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа 3. для прощения грехов; 4. и получите дар Святого Духа» (Деян.2, 38). Как все эти четыре пункта можно применить к младенцу?
Православный: Все сказанное Петром относится ТОЛЬКО к взрослым. Они имеют личные грехи, и им надо в них каяться. Очень распространённая ошибка состоит в том, что на основании этого стиха отрицают саму возможность крещения детей. Но в повелении Петра нет такой мысли. «Когда св. Павел сказал: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), — разве не было бы вопиющей нелепостью отсюда заключить, что младенцев не следует кормить? Но почему это была бы нелепость? Потому что сказанное относительно части оказывалось бы распространено на целое. Но именно так и ошибаются наши оппоненты в отношении крещения: то, что было особо сказано о взрослых, они переносят на младенцев и выводят отсюда общее правило» (Жан Кальвин). Апостол Павел повелевает: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» (1Кор. 10,31). Заповедь для всех, свята и разумна, но нелепо было бы на этом основании запрещать младенцам “есть, пить или иное что делать” до тех пор, пока они не смогут делать это во славу Божию.
Иноверец: Зачем вообще крестить детей? Они и так святы, для них достаточно соблюдать заповедь о послушании родителям, они не требуют водного крещения.
Православный: Для того, чтобы дети стали причастниками Святого Духа, получили прощение первородного греха и стали членами Церкви: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12,13). В Новом Завете из двенадцати случаев крещения описан единственный, когда люди получили Духа Святого до водного Крещения – это был Корнилий и весь дом его. Но то было исключение, необходимое, чтобы убедить апостола Петра не пренебрегать язычниками и приводить их ко Христу (Деян. 10) Нельзя на основе исключения создавать правило. Итак, сначала водное крещение, только потом Дары Святого Духа.
Иноверец: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Матфея 19,14.) Вот слова Спасителя. Дети и так имеют право на Царство Небесное…
Православный: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,10), – говорит Христос. Так что, гонимые за правду не нуждаются в крещении? «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18,3). Если следовать Вашей логике, достаточно взрослому человеку уподобиться ребенку – и крещение становится не нужным в принципе!
Иноверец: Вы крестите неверующих людей! Это сумасшествие!
Православный: Вы не крестите детей потому, что те, по – Вашему, не могут веровать. И в то же время утверждаете, что эти неверующие дети могут войти в Царствие Божие. Это не сумасшествие?
Кто вообще Вам сказал, что дети не могут веровать? «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18, 2-6). Христос Сам подтвердил, что у детей есть вера, что вкупе с отсутствием личных грехов делает их достойными кандидатами на крещение.
Иноверец: Этот ребёнок не только стоял на ногах, но и ходил.
Православный: Итак, крестить, например, трехлетних детей – это по Библии? Вы согласны?
Иноверец: «Неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7,14) Апостол Павел говорит, что дети освящаются родителями-христианами (1 Кор. 7, 14), и как таковые не нуждаются в Таинствах, пока ещё дети.
Православный: Если стать на эту точку зрения, утверждающую, что детей, рожденных от христианских родителей, крестить не нужно, то тогда вообще и никогда не зачем крестить мужа-язычника, поскольку он освящается верующей женой. Христианство ему не нужно в принципе!
Иноверец: Осуществление крещения возможно только на основании веры крестящегося. Отсутствие веры у кандидата является препятствием к крещению. «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деяния 8,36-38).
Православный: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Итак, выходит, Ваши неверующие младенцы уже осуждены по Писанию? И, кстати, евнух при крещении не каялся в грехах, оказалось достаточно одной веры, так что пункт обязательного покаяния перед крещением снимаем! Да и Дух Святой сошёл на евнуха ТОЛЬКО после водного крещения…
Иноверец: И всё же! Крещение должны принимать только уверовавшие, независимо от их пола и возраста. Способны ли веровать младенцы?
Православный: Не способны. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин. 3,36) Всех детей прямо в ад!
Кстати, «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16,17-18) Многих ли взрослых членов Вашей общины сопровождают подобные признаки верующего человека? И если взрослые не способны иметь должную веру, то чего требуем от детей?
Иноверец: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, (1Петра 3,21.) Крещение, это обещание, и никакое другое толкование тут неприемлимо. Если нет обещания крещаемого, то ваше «крещение» остаётся просто купанием или мочением…
Православный: За детей в Православии дают обеты доброй совести Богу их восприемники от купели. Анна ещё до рождения Самуила дала обет, говоря: «Господи, Всемогущий Боже, Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей… и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснётся головы его» (1Цар. 1,11). Это значит, что он всю жизнь будет назореем Божиим, что предполагает ещё большие обеты, нежели произнесённые. Если мать могла обещать за своего сына такое сугубое служение Богу в Ветхом Завете, и Бог принял его, то почему новозаветные родители не могут сделать то же самое по отношению к своим детям? Ангел, не спрашивая Самсона, наложил на него обеты (Суд. 13,14), то же самое и с Иоанном Крестителем, на которого также без его ведома были наложены обеты (Лк. 1,15).
Иноверец: Ваш авторитетный православный учитель Василий Великий пишет: «Равно потеря —-умереть, не сподобившись крещения, или принять такое крещение, в котором недостает чего-либо одного из преданного». Видите, смысла крестить младенца без веры нет.
Православный: Крещение младенца в Православной традиции лишено каких–либо недостатков, так как совершается по вере родителей ребенка и восприемников. Вспомните, как по молитве хананеянки была спасена ее дочь (Мф. 15, 22-28), по вере капернаумского царедворца исцелен его сын (Ин. 4, 46-53), по благоволению Божию к родителям – вернулись к жизни их умершие дети (Лк. 7; Мк. 5; Лк. 8).
Иноверец: Однако, сам Василий Великий, Иоанн Златоуст, и Григорий Богослов – все Ваши основополагающие учителя крестились в сознательном возрасте! Хотя родители у них были христиане, следовательно, должны были окрестить их в детстве.
Православный: В том то все и дело, что не должны. В то время (как и сейчас) существовали разные практики, например, Карфагенский Собор 252г. множества епископов прямо дозволяет детокрещение, а Григорий Богослов (сам крестившийся в тридцать лет) рекомендует крестить детей по достижении трех-четырех лет, Ориген, Ипполит Римский, Ириней Лионский, Августин – все эти учителя древней Церкви положительно свидетельствовали о практике крещения детей. Да и Тертуллиан не возражает против незамедлительного крещения младенца в случае смертной опасности.
Иноверец: Никто не говорит, что родители, или их друзья, не могут взять на себя обет по воспитанию ребёнка – пусть дают и сдерживают такие обещания, но речь идёт об обещании самого крещаемого служить Богу, что невозможно сделать ребёнку.
Православный: Однако в приведённых мною примерах от Писания обеты давались отнюдь не ребёнком, у Самсона и Иоанна Крестителя вместе с пророком Иеремией тоже не спрашивали – желают ли они быть избранными Божьими: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1, 5-6)
Иноверец: Это подтасовка! Речь в этих примере идёт не о Крещении, а о Ветхозаветных обрядах!
Православный: Во времена Ветхого Завета Крещения в нашем понимании не было… Какие были в то время обряды Церковные, такие и приводим в пример. Да и потом, как же тогда обрезывали новорожденного? Какие обещания верности Иегове он мог дать?
Иноверец: Обрезание был знак принадлежности к народу завета. Тут уж не до выбора. Родился в Украине – записали украинцем. Аналогия с крещением неуместна в данном случае.
Православный: Обрезание – далеко не просто гражданство. «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17,11). Это было принятие в народ Божий, в Ветхозаветную Церковь, знак завета. «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2, 11-12) Прямая аналогия обрезания с крещением от апостола Павла!
Почему до Христа ребенок мог быть членом Церкви, а после Его пришествия – нет? Получается, что Христос затруднил спасение, а не облегчил его. И почему древнееврейский народ мог во всей полноте своей (вместе с детьми) вступить в Завет с Богом, а Христиане нет?
Иноверец: принятие в народ Божий? Но девочек не обрезывали! Они что, оказались вне Израиля? По – Вашему девочки остаются за бортом народа Божьего…
Православный: Они вступали в общество Израиля в лице обрезанного главы рода, либо в лице своего собственного обрезанного отца, в чём выражалось их умаление и недостаточность перед мужчинами, закреплённое в самой плоти.
Иноверец: Ну, так и крестите тогда только мальчиков!
Православный: Обрезание и крещение – разные по форме действия. Девочек невозможно обрезать физиологически – только изуродовать, а вот крестить можно, что мы и делаем с Божьего благословения. Почему Бог именно так устроил? Почему Он выбрал в качестве внешнего обряда именно обрезание? Попробуйте спросить у Него сами…
Иноверец: «совоскресли верою»! Речь идёт о взрослых!
Православный: Не важно к кому адресован этот стих и послание. Важно, что Павел видит в обрезании Новозаветное крещение. Обрезали как детей, так и взрослых. И крестить можно как детей, так и взрослых.
Иноверец: «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова». Вот, Библия осуждает поручительство!
Православный: Как же Павел за Онисима ручался? «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» (Фил.1,17) Павел ручается за него, что Онисим такой же верный христианин как и сам Павел. А если Вы считаете, что раз в этом стихе нет слова «РУЧАЮСЬ», то это и не поручительство, то тогда я тоже приведу Вам пример толкования Библии в «буквалистическом» стиле. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар святого Духа» (Деян 2:37-3). Вот, здесь нет ни слова о сознательной вере: признай себя грешником (это чувствуют за собой и наёмные убийцы, и мужья-изменники, к примеру, что само по себе не делает их верующими), и ты кандидат на водное крещение!
Иноверец: Вы перекладываете ответственность с крещаемого на дядю и тётю…
Православный: Смысл апостольской фразы (1Петра 3,21.) состоит в том, что спасает крещение воскресением Иисуса Христа, а обеты доброй совести есть составляющее крещения, которые по примеру Анны могут дать за ребёнка его родители. А Вы смысл крещения полагаете в обетах доброй совести крещаемого, а не в Крестной Жертве Христа. «Всяк человек ложь», и обеты сами по себе, НИКОГО спасти не могут, они нарушаются сплошь и рядом и адвентистами, и православными, и протестантами- всеми. Иак.3,2+1Ин.1,8. Вот почему в сектах практикуется повторное, третье и так далее Крещение – нарушил обеты доброй совести – крестись заново, хотя ясно написано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5) Мы крестимся однажды и навсегда, а нарушение обетов исправляем исповедью, как и предписано это делать Новым Заветом. Нигде в Библии нет примеров повторного крещения, нигде нет указаний на повторное крещение, что явно свидетельствует о порочности этой практики и неправильном понимании стиха «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»(1Петра 3,21).
При написании статьи были использованы труды архимандрита Амвросия Юрасова, диакона Андрея Кураева, Жака Кальвина, а также современных пасторов Реформаторских Христианских общин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так в каком же возрасте лучше всего принять Крещение? Григорий Богослов (IV век) пишет: «У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу… Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их? — Непременно, если настоит опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным…О прочих же малолетных даю такое мнение: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела, великим таинством совершения» (Сл.40 «На Святое Крещение»). Ориген (III век) пишет: «»Церковь приняла Предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» (Толк. на Посл. к Рим. 9), Киприан Карфагенский (III век) пишет:«От крещения и благодати Бога, ко всем милосердого, благого и снисходительного, никого не должно нам устранять. Сие надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорождённым младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие» («О цели жизни по Боге»), Ипполит Римский (III век): «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей» («Апостольское Предание»).
Некоторые раннехристианские учителя советовали повременить до сознательного возраста. Например, Тертуллиан (II век) пишет: «Поэтому, учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности (persona), полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей» («О Крещении»).
С течением времени в Церкви возобладало желание преподавать Таинство Крещения в младенческом возрасте по нескольким причинам:
1. «однако же оградиться им Крещением без сомнений гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними, и никакими способами не предотвращаемых, опасностей» (Григорий Богослов, 40 Слово);
2. желание родителей видеть своих детей членами Церкви и иметь возможность причащаться всей семьёй.
Лично я за принятие Крещения в раннем возрасте, впрочем, выбор целиком и полностью за родителями: духовенство не вправе принуждать к принятию Таинства в младенчестве насильно, против воли семьи. И в этом мне видится свобода Православия (мы считаем, что стать Христианином можно в любом возрасте) и узость сектантства, возбраняющего малышам Крещение. Добавлю, что из всего Христианского мира противниками детокрещения являются адвентисты, пятидесятники и баптисты, и этот вопрос, на мой взгляд, есть одна из линий, отделяющих традиционное Христианство от нетрадиционного.